Новости

Амстердамский Музей Стеделейк решает проблемы реституции

На выставке «Музей Стеделейк во время Второй мировой войны» показано 16 работ с неясным провенансом

Анри Матисс. Одалиска. Около 1921. Холст, масло. Музей Стеделейк, Амстердам. Одна из картин с неясным провенансом, представленных на выставке («Музей Стеделейк во время Второй мировой войны». Источник: www.musealeverwervingen.nl

В амстердамском Городском музее (Музее Стеделейк) открылась выставка The Stedelijk Museum in the Second World War («Музей Стеделейк во время Второй мировой войны»), посвященная сопротивлению нацистской оккупации. Наиболее интересной частью выставки стали 16 произведений живописи и графики из собрания музея, которые могут оказаться подлежащими реституции. Среди них работы Пауля Клее, Василия Кандинского, Анри Матисса. Обычно музеи стараются защитить свои коллекции от реституционных исков, но в данном случае руководство музея заявило, что «хочет раскрыть загадку полотен». После освобождения от нацистской оккупации в голландские музеи было передано 161 произведение с неясным провенансом, в том числе и эти 16 работ. В 2013 году 139 произведений были оцифрованы в рамках проекта по изучению их происхождения и выложены в интернет. Музей Стеделейк надеется, что, выставив работы публично, он таким образом привлечет внимание к их истории, что позволит пролить свет на их происхождение. Во время войны тогдашний директор музей Виллем Зандберг (Willem Sandberg), чтобы уберечь искусство от гитлеровцев, построил тайный бункер в городе Кастрикюм, где хранились произведения как из музеев, так и частных коллекций (в этом бункере хранилась и картина Рембрандта «Ночной дозор»). Новый директор Музея Стеделейк Беатрикс Руф заявила, что эта выставка может вызвать обеспокоенность директоров немецких музеев, поскольку она «открывает ящик Пандоры». Однако создание цифровой копии коллекции, по ее мнению, имеет решающее значение: «Это ключ, с помощью которого современный музей может работать со своим прошлым. А ваше прошлое — это ваша идентичность».
 

Источник: Wall Street Journal

 

Комментарии
Rambler's Top100