«Ван Гог терпел и нам велел» и другие афоризмы художника Юрия Альберта

Художник-концептуалист Юрий Альберт, кроме всего прочего, известен как остроумный и глубокий комментатор современности. Мы попросили художника отобрать для нас его самые любимые статусы, комментарии и афоризмы на Facebook.

Юрий Альберт. Фото: Екатерина Алленова / Артгид

8 января
Совсем не труд сделал из обезьяны человека. Трудятся и даже используют инструменты не только обезьяны, но и птицы. Человеком сделало обезьяну отчуждение — способность отделять себя от процесса и результатов труда. Поэтому меня всегда удивляют мечты о мире без отчуждения. Мне кажется, это мечта стать обратно обезьяной.

10 января
Как же все-таки Дюшан со Швиттерсом людям мозги засрали.

13 января
Статуя Венеры с отбитым ухом и автопортрет Ван Гога с отрезанными руками.

19 января
О непроизнесении всуе: некоторые в моей ленте пишут «Б-г», а некоторые — «б-дь».

19 января
«Произведение искусства в эпоху, когда оно никому не интересно».

23 января
Хорошее начало рецензии: «В Государственной Третьяковской галерее наконец-то закрылась выставка выдающегося художника...»

26 января
Я, наверно, художником стал по ошибке. Потому что больше всего на свете я не люблю работать.

Юрий Альберт. Ю.Ф. Альберт все выделяемое им тепло отдает людям. 1978. Черно-белая фотография. Коллекция автора, Москва

1 февраля
Из всех видов эксплуатации я предпочитаю эксплуатацию человека человеком и для человека.

7 февраля
Картина молодой художницы «Опять двойня».

7 февраля
Сегодня приснилось, что Катя Деготь, в бронежилете, призывала меня к вооруженному восстанию.
Против чего восстание и дадут ли мне тоже бронежилет, осталось неясным.

14 февраля
Соц-арт был изобретен в 1972 году, когда художники Комар и Меламид, оформляя пионерлагерь, представили себе художника, который эти обрыдлые советские лозунги будет писать от души. Который Ленина нарисует как собственного отца, а собственного отца — как Ленина. Который слова «Коммунизм победит!» и «Экономика должна быть экономной!» произнесет как признание в любви, а признание в любви — как «Слава КПСС!». А теперь мы видим таких художников и поэтов вокруг себя. Искусство действительно моделирует будущее.

14 февраля
Следующие правительство, дума и президент России могут вообще ничего не делать и приобрести необычайную популярность и поддержку населения, просто отменяя идиотские законы и указы, принятые предыдущими президентом, думой и правительством.

16 февраля
Партия жмуриков и ворон.

18 февраля
Я уже 20 лет живу между Европой и Россией. И все это время меня не перестают удивлять наши соотечественники, стремящиеся защищать европейские ценности от европейцев. Причем под истинными европейскими ценностями они обычно подразумевают что-то вроде апартеида.

21 февраля
Будьте реалистами — не верьте, не бойтесь и не просите! Под асфальтом не пляж, а помойка.

26 февраля
Еще не понимаешь. Но уже думаешь. Так и должно действовать искусство.

Юрий Альберт с работами 1980-х годов. Фото: Ю. Желтов

8 марта
А ведь действительно странно, что на сегодняшней феминистской выставке не представлены «Пусси Райот». Как к ним не относись, без них выставка неполная.

9 марта
В наше время в искренних стихах есть что-то фальшивое и неприличное.

9 марта
Мне кажется, что землетрясения, ураганы, вулканы, чума, цунами, метеориты и свиной грипп для России — излишняя роскошь. Мы и сами справимся.

10 марта
Как можно ожидать сочувствия, солидарности и борьбы с несправедливостью от людей, воспитанных в коллективе? Разве могут поверить в права отдельного человека люди, прошедшие ясли, детский сад, пятидневку, продленку, палаты на 20 человек в пионерлагере, общежитие и службу в армии? Как могут принять идею неприкосновенности частной жизни те, у кого никогда не было своей комнаты, в которой можно просто закрыться?

12 марта
А вы спрашиваете, кто первый! В искусстве важно не кто первый, а кто вовремя.

13 марта
У нас любят цитировать Кабакова: «В будущее возьмут не всех!» Но все забыли, что это написано от имени тех, кого в будущее точно не возьмут. Да и в настоящем нормально жить не разрешают.

13 марта
Лучший пример искусства новых технологий — импрессионизм. В середине XIX века появились пригородные поезда, тюбики для красок и готовые стандартные холсты на подрамниках, а без всего этого выезд на пленер почти невозможен.

14 марта
Я думаю, несправедливо забытых художников не бывает.

18 марта
Джексон Поллок якобы брызгал краску на холст, потому что в детстве увидел, как пьяный отец мочится на забор. Но что бы делал Поллок, если бы жил в ХIХ веке? Писал пейзажи с водопадами? И что же увидел в детстве Малевич, если он нарисовал «Черный квадрат»?

22 марта
Самыми трогательными экспонатами на феминистской выставке в «Рабочем и Колхознице» были картины советских художников-мужчин, изображающие женщин, вкалывающих в заводских цехах.

25 марта
Все мы вышли из гоголевского Египта.

31 марта
Дорогой Винсент, не видать тебе успеха как своих ушей!
Твой брат Тео.

Юрий Альберт. Я не Энди Уорхол! 1990. Шелкография на бумаге

14 апреля
Крупнейшей геополитической катастрофой XX века был не развал СССР, а его создание.

18 апреля
Хорошее название выставки: «Эстетические домогательства».

23 апреля
Разжигание религиозной возни.

28 апреля
А нельзя ли в порядке реституции вернуть дюшановский писсуар на прежнее место?

29 апреля
Хорошо бы не забывать, что в нашей стране однопартийную «демократию», полное пренебрежение к закону, фальшивые суды, сфабрикованные дела, поиск заговорщиков под каждой лавкой, подавление любого инакомыслия, ненависть к «либералам и интеллигенции», а также апелляцию к «Уралвагонзаводу» придумал вовсе не Путин, а Ленин.

2 мая
Все запомнили и повторяют фразу Кабакова, что в будущее возьмут не всех. Многие даже обижаются. На самом деле гораздо важнее и обиднее, что не всех возьмут в прошлое.

4 мая
Дюрер думает за вас!

6 мая
Справедливое замечание: «По сути дела, рассуждения о классовой борьбе на сегодняшний день остались единственной легальной формой ксенофобской пропаганды в развитых странах».

6 мая
Коммунисты, осуждающие фашизм, — это как одни людоеды осуждают других за то, что те едят людей сырыми и без соли.

20 мая
Над нами — зона, свободная от полетов ангелов.

22 мая
Оскорбление чувств ворующих.

Юрий Альберт. Я не Вадим Захаров. 1983. Черно-белая фотография. Коллекция автора, Москва

1 июня
Лучший павильон в Венеции — Scuola Grande di San Rocco.
Но премии ему не дадут. Интриганы.

5 июня
Если поверить, что поведение людей определяется их классовой принадлежностью и классовым интересом, непонятно, почему художники, которые, по сути — мелкие лавочники, должны выступать в интересах пролетариата? Особенно, если поверить и в то, что в интересах пролетариата — обобществление средств производства. Мы, что, должны мечтать об обобществлении наших кисточек и холстов? Или это борьба за госзаказы?

6 июня
Художнику нечего продать, кроме чужих цепей!

12 июня
Совет молодым художникам: никогда не называйте себя «молодые художники».

15 июня
Поразительно устойчивая легенда о высоком уровне советского образования постоянно всплывает в разговорах. Хорошо, но куда делись те десятки миллионов людей, которые его получили? Где эти рафинированные интеллигенты, знатоки математики, истории и литературы? Неужели все вымерли? И где учились те люди старше сорока, которых я вижу в метро, электричках и магазинах?

15 июня
Суеверная демократия.

18 июня
Зависть — сестра таланта.

20 июня
Читая ленту, придумал новое течение в искусстве — перерафаэлиты.

22 июня
Один мой знакомый перед началом Шанхайской биеннале встретил на улице Ай Вейвея и рассказал ему, что один русский художник отказался участвовать из-за цензуры.
— Это он зря, — сказал Ай Вейвей, — надо было протестовать! Надо было выйти и сказать: «Фак Ю!»
— Кому сказать? Куратору от Китая?
— Нет, что ты — он хороший человек и мой друг. Да он и не виноват.
— Может, русскому куратору?
— Что ты! Он хороший человек и мой друг!
— Президенту Академии художеств?
— Нет-нет, это все хорошие люди и мои друзья. Они много делают для искусства.
— Так кому же он должен был сказать «Фак Ю»?
— Он должен был выйти и сказать: «Фак Ю! Ин дженерал».

23 июня
Был на перфомансе Андреа Фрейзер. После перфоманса я разговорился с одним из организаторов.
Когда я сказал, что я художник из России и тоже иногда делаю подобные перфомансы, он немедленно спросил: «И вас до сих пор не арестовали?» Потом я познакомился с Фрейзер — и то же самое: «Вы из Москвы? Я там не была — боюсь». Еще пару лет назад реакция была противоположной.

25 июня
Вдруг подумал: а является ли оскорблением чувств верующих заявление «Черта нет!»?

27 июня
Вообще, идея неотъемлемых прав человека и равенства граждан перед законом, последовательно проведенные, приводят к неожиданным, противоречивым и далеко не всем нравящимся результатам.

29 июня
Теоретики — почтовые лошади отчуждения.

Юрий Альберт. В моей работе наступил кризис... 1983. Холст, смешанная техника. Коллекция автора, Москва

3 июля
Закон «О запрете пропаганды науки среди несовершеннолетних».

5 июля
Карфаген должен быть реформирован!

5 июля
По сообщению РИА, при обыске в подвале главного здания РАН обнаружили более двухсот незарегистрированных академиков.

9 июля
Некоторые художники хотят быть в искусстве представителями своего народа, некоторые — своего пола или сексуальной ориентации, некоторые — своей религии, кто-то хочет быть представителем рабочего класса и всего угнетенного человечества, а кто-то даже — представителем окружающей среды: цветов, китов и бактерий.
Я хочу представлять в искусстве зрителей.

9 июля
Великое будущее у нас уже было. Теперь будет великое прошлое.

12 июля
Стоит кому-нибудь из моих интеллигентных знакомых перейти либо на левореволюционные, либо на консервативно-охранительные позиции, он сразу начинает писать об интеллигенции в третьем лице.
Грамматику не обманешь.

17 июля
До сих пор не могу понять, почему мои левые друзья так ненавидят именно те страны, где положение трудящихся лучше всего и «левые идеалы» осуществлены в наибольшей степени?
На ненавистном либеральном Западе эксплуатация трудящихся меньше, чем в СССР, существуют независимые профсоюзы, прямой демократии и самоуправления больше, чем где бы то ни было, социальные гарантии очень даже приличные, медицина и образование вполне доступны, общество отвергает фашизм, ксенофобию и гомофобию, гендерное равенство почти достигнуто, и даже грань между городом и деревней практически стерта. Повсюду книжки Хомского и футболки с Че Геварой. В любом музее левое искусство и в каждом университете по Жижеку.
Что им не нравится?

17 июля
В общем, можно сказать так: претензии левых и правых к Западу практически одинаковы — живут гады хорошо, но неправильно. Без духовности и классовой борьбы, но с безудержным потреблением и гей-парадами.

19 июля
Составляю полный список своих работ и страшно завидую одному из моих любимых художников Яну Вильсону. С 1967 года он не сделал ни одной материальной работы. Все его творчество — разговоры. Ни фотографий, ни аудиозаписей — только дата и номер беседы. Мечта!

20 июля
Почти все хотят делать критическое искусство. Некоторые — апологетическое. Я стараюсь делать скептическое искусство.

Юрий Альберт. В галерее. 1987. Холст, масло. Коллекция автора, Москва

5 августа
Правильно ли я понимаю, что тех, кого согнали в лагерь в Гольяново, не просто вышлют за госсчет, но им и за работу не заплатят? Это же мечта работодателей — они сейчас будут сдавать своих рабочих пачками — естественно, по завершении работ.

7 августа
Радикальный реализм в изобразительном искусстве — изготовление фальшивых банкнот.

10 августа
Ван Гог терпел и нам велел.

16 августа
Согласно опросам общественного мнения, более 80% населения считают себя православными, умными и красивыми.

27 августа
Являются ли известные слова Станиславского оскорблением чувств верующих?

27 августа
Косноязычный Чернышевский написал самый радикальный русский роман XIX века, Крученых абсолютно неталантливыми стихами перевернул русскую поэзию, бездарный живописец и рисовальщик Малевич полностью изменил русскую живопись. Да и Марсель Дюшан был, мягко говоря, второстепенный живописец.
Просто они осознали, что на традиционной ниве им ничего не светит и сделали свои недостатки своим преимуществом. То есть талант только мешает.

31 августа
В зале Малевича в Третьяковке всегда пусто, «Квадрат» убого висит за какой-то кривой загородкой, как пожарный щит у гаража, — но всех страшно беспокоит потеря мифической могилы Малевича.

Юрий Альберт. Велосипедное колесо. 1992. Дерево, металл. Коллекция Пьера Броше

1 сентября
А многие не верят, что Чайковский был композитором.

3 сентября
Как бы я хотел быть эксплуататором, нагло присваивать прибавочную стоимость и процветать за счет чужого труда!

8 сентября
Может ли художник быть честным?

17 сентября
Недавно прочитал, что культура вообще и искусство в частности должны производить освобождающее действие. Во-первых, не понял, от чего они нас должны освободить; а во-вторых, почему нельзя просто купить в аптеке слабительное?

20 сентября
Побывал на биеннале в Манеже. Полное впечатление, что был на отчетной выставке декоративно-прикладной и театральной секций Союза художников. Иногда они возвращаются. Особенно удались прибалтийские гобелены.

22 сентября
Следующая биеннале будет называться «Больше нету».

25 сентября
Поражает, сколько людей добровольно засунули мороженую курицу себе в мозги и не хотят вынимать.

26 сентября
Что происходит с произведениями искусства, когда мы на них не смотрим?

Юрий Альберт. Экскурсия с завязанными глазами III. 15.07.2002. Перформанс в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Фото: Владислав Ефимов

7 октября
Побывал в ГЦСИ на семинаре про искусство и деньги. Общий тон обсуждения: деньги — зло. Но никто не сказал о том, что деньги играют в искусстве самую положительную роль в качестве инструмента отчуждения. Когда автор перестает быть собственником произведения, он теряет преимущественное право на переделывание и интерпретацию своего произведения и становится равен любому другому зрителю. А без этого искусство невозможно.

7 октября
Интересно, если бы Малевич пришел в музей Стеделик и нарисовал на своей картине знак доллара, его бы посадили?

9 октября
Тут все обсуждают разные художественные бойкоты. Но мне кажется странным, когда тех, кто в бойкоте не участвует, обвиняют чуть ли не в предательстве. Что и кого они предали? Они предали ваши представления, о том, как они должны поступать? Так это же ваши представления — и за них отвечаете только вы.

9 октября
Министерство по чрезвычайным ситуациям создано не для того, чтобы организовывать чрезвычайные ситуации, а для борьбы с ними. Почему вы думаете, что с Министерством культуры должно быть наоборот?

13 октября
У нас будет целый год культуры!
Хорошо, что не двушечка.

17 октября
Что все напали на Минкульт? Вот в Зимбабве, оказывается, есть Министерство по делам психомоторики.

18 октября
Московский склеротический концептуализм.

19 октября
Вчера был в художественном магазине в ЦДХ, заказывал планшеты. Вдруг смотрю, какой-то человек принес пару портретов, явно только что купленных в переходе, и просит подобрать для них рамы. Но лицо смутно знакомое. Батюшки, да это же Никас Сафронов! Потом он еще достал картинку: «Это я для Сочи написал, надо тоже рамку подобрать». Небольшой зимний пейзажик, а на переднем плане снежный барс, явно списанный с толстой и мохнатой кошки — брюхо по земле волочится. Но самое смешное, что следом за ним пришел солидный бородатый молодой человек «от Глазунова» какой-то особый подрамник заказывать.
Все современное искусство в сборе.

19 октября
Когда мне говорят про некоммерческое искусство, я почему-то сразу представляю себе некоммерческую колбасу.

21 октября
Все художники — лжецы.

24 октября
Скажи искусству «НЕТ»!

26 октября
Закон художественной жизни: «Каждому воздастся по вере его». Кто верит в себя, кто в друзей, кто в искусство, кто в рынок, кто в господдержку.

27 октября
Уйти из визуального искусства куда глаза глядят.

28 октября
Я совсем не против феминизма, среди моих друзей даже есть женщины — кстати, очень хорошие люди.

Юрий Альберт. Балетный класс с кривыми зеркалами. 2005. Инсталляция и перформанс на открытии выставки «Рефлексия», Государственный центр современного искусства, Москва

2 ноября
А почему так — чем искусство духовнее, тем хуже? Даже так: чем одухотвореннее художник, тем хуже его работы.

3 ноября
Открыть, что ли, школу отвлеченного искусства?

4 ноября
Застольное: «От нашего меньшинства — вашему меньшинству!»

6 ноября
Герои неведомого фронта.

7 ноября
Оказывается, из-за романа «Творчество» поссорились не только Сезанн с Золя, но и Крамской со Стасовым.

8 ноября
Я, наверно, очень наивный человек, но я действительно не могу понять, как нормальные люди могут праздновать юбилей, да еще называть революцией событие, в результате которого положение всех классов и групп общества изменилось к худшему — и рабочих, и крестьян, и «эксплуататоров». И производительные силы регрессировали, и производственные отношения архаизировались, и все население лишилось всех прав и свобод и опять стало крепостными. Лучше стало только небольшой кучке революционеров, да и то ненадолго. Удивительно избирательно устроена историческая память.

8 ноября
Кажется, Россия встала не с того колена.

9 ноября
Группа художников «Ничего не делать».

10 ноября
Павленский — молодец. Сначала показалось — вторичный художник, а сейчас выстраивается убедительная линия работ.

10 ноября
Хороший термин родился в бессмысленной дискуссии: «псевдодегенеративное искусство».

12 ноября
Мечтаю, чтобы одну из рецензий на мою выставку назвали «А если бы он сделал это в музее?».

14 ноября
А вы говорите — искусство! Сегодня встретил на улице знакомую, которая спешила на подработку. Какая-то презентация автомобильного салона, и хозяева нанимают десяток людей с камерами изображать фотокоров и ослеплять вспышками приглашенных звезд. Недорого и всем приятно.

18 ноября
Судя по ЖЖ и ФБ, наше время останется в истории искусства как «Великая и Ужасная Эпоха Мороженой Курицы».
 

События

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100